тел: 7 (918) 470-04-24 , 7 (918) 469-61-31
Проектирование железных дорог

Строительные материалы

Строительные материалы в железнодорожном строительстве - природные и искусственные вещества и материалы, применяемые для изготовления строительных изделий, возведения и ремонта транспортных и иных зданий и сооружений. В железнодорожном строительстве широко используют конструктивные, теплоизоляционные, звукоизоляционные, радиационно-стойкие, отделочные, гидроизоляционные и противокоррозионные материалы. В группе конструкционных выделяют строительные материалы для несущих и ограждающих конструкций. К первым относят бетон и железобетон (мостовые опоры и пролетные строения мостов, шпалы, обделки тоннелей, опоры контактной сети, водопропускные трубы, переходы, элементы железнодорожных зданий и сооружений – фундаменты, колонны, перекрытия).

Металлические строительные материалы в железнодорожных конструкциях применяются в виде изделий из углеродистых и легированных сталей, алюминиевых и других легких сплавов. Из стали изготавливаются арматура для железобетона, рельсы, пролетные строения, каркасы уникальных зданий.
Из древесных строительных материалов выполняют конструкции покрытий зданий, клееные фермы мостов, арки, рамы, трехслойные панели, различные временные сооружения. Конструкционные стеклопластики используются в контактной сети на электрифицированной  ж.д., древесные плиты. Тканевые строительные материалы используют в  пневматических конструкциях и сооружениях. В качестве стеновых строительных материалов широко применяют кирпичную кладку, монолитный и сборный железобетон, древесину. Для устройства кровель используют черепицу, металлическую кровлю, из композитных материалов.

В различных конструкциях применяются теплоизоляционные строительные материалы пено- и газобетон, крупнопористые бетоны, минераловатные  изделия, ячеистые пластмассы. Для гидроизоляции противокоррозийных покрытий используются листовые строительные материалы ( гидроизол, бризол, изол), битумные (холодные и горячие), битумнополимерные, полимерные мастики и замазки, лаки и краски, асфальтобетоны, полимербетоны. К отделочным строительным материалам относятся декоративные растворы, плиты из горных пород, керамические плитки (марблит, ковровая мозаика), древесные изделия (паркет, плинтусы, поручни), стеклопластики, полидекор, линолеум, краски, эмали. Звукопоглощающие и звукоизоляционные строительные материалы это минераловатные плиты, фибролит, ячеистые бетоны и пластмассы, пеностекло, поролон.

К природных строительным материалам, применяемым в железнодорожном строительстве, относятся древесные и каменные материалы, используемые после обработки, изменяющей вид, форму и свойства естественного сырья. Это пиломатериалы, строительные блоки из вулканических (гранит, базальт, диабаз, туф) и осадочных (ракушечник) горных пород, щебень и гравий, карьерные и речные пески.  В основном железнодорожном строительстве применяются искусственные строительные материалы в виде мономатериалов (минеральные и органические вяжущие вещества, заполнители) и композиционные строительные материалы (бетоны, растворы, замазки, мастики, клеи и краски, наполненное стекло и керамика).

К минеральным вяжущим воздушного твердения относятся известь и магнезиальные вяжущие вещества, строительный гипс, жидкое стекло. Гидравлические и минеральные вяжущие портландцемент, пуццолановый цемент и шлакопортландцемент, глиноземистый, расширяющийся и напрягающий цементы. К термопластичным минеральным вяжущим относятся элементарная сера и легкоплавкие горные породы. Органические вяжущие вещества включают асфальто-битумные материалы, термопластичные и термореактивные синтетические смолы.

Из минеральных вяжущих наибольшее значение имеют портландцемент и его разновидности – быстротвердеющий, сульфатостойкий, с пожизненной экзотермией, пластифицированный, низкотермический пуццолановый, расширяющийся и напрягающий, а так же различные декоративные.
Из органических вяжущих распространены дорожные битумы, каменноугольные дегти, термореактивные смолы – эпоксидные, фурановые, полиэфирные карбамидные.  В светопроницаемых кровлях железнодорожных зданий и ограждающих конструкциях используют ненаполненные термопластичные полимеры.
Важнейшими композиционными строительными материалами являются бетоны, получаемые в результате твердения рационально подобранных смесей вяжущих, наполнителей, заполнителей и модифицирующих добавок. По виду вяжущего различают бетоны: цементные, гипсовые, силикатные, шлаковые, шлакощелочные, полимерцементные, полимерные, асфальтовые, металлические (метоны), серобетоны, кремнебетоны.

Используют бетоны следующих марок:

- особо тяжелые (плотность более 2500 кг/м3)
- тяжелые (2200-2500 кг/м3)
- облегченные (1800-2200 кг/м3)
- легкие (500-1800 кг/м3)
- особо легкие (менее 500 кг/м3).

По структуре бетоны бывают плотные, крупнопористые, поризованные, ячеистые. В конструкциях бетоны упрочняют дисперсными элементами, или сосредоточением арматуры из металлов или стеклопластиков. Цементный бетон, армированный стальными стержнями называют железобетоном (сборный, монолитный, преднапряженный). Более 85% строительных конструкций выполняется из железобетона. В транспортном строительстве применяются бетоны марок М300 (опоры мостов), М500 (шпалы, пролетные строения мостов, опоры контактной сети), М600 (тюбинги). Широко применяются бетоны, изготовленные с введением пластифицирующих, регулирующих сроки схватывания и твердения, противоморозных, воздухововлекающих и газообразующих, уплотняющих добавок, а также полимеров в виде водных дисперсий и растворов для получения полимерцементных бетонов, отличающихся повышенной динамической прочностью и физико-химической стойкостью. Пропиткой высушенного бетона мономерами (стиролом, метилметакрилатом) с последующей полимеризацией их в порах бетона получают бетонополимеры, характеризующиеся прочностью при сжатии до 200 МПа, водонепроницаемостью и высокой морозостойкостью. Применение находят бетоны на полимерных вяжущих – полимербетоны (фурановый, эпоксидный, полиэфирный, карбамидный, ацетоноформальдегидный), отличающиеся универсальной химической стойкостью, высокой прочностью, непроницаемостью, хорошими диэлектрическими свойствами, используемые при изготовлении конструкций, контактирующих с сильно агрессивными средами. Композиционные строительные материалы на асфальтобитумных вяжущих – асфальтобетоны – служат для устройства гидроизоляции в подземных и обводненных сооружениях. Различают асфальтобетоны: горячий (вязкие битумы, температура укладки 120-1600С), теплый (маловязкие битумы, температура укладки 60-800С), холодный (жидкие битумы, температура укладки не ниже 100С), а также литой, песчаный.

Композиционные строительные материалы, не содержащие крупного заполнителя (щебня), относят к растворам (цементным, известковым, гипсовым, полимерцементным, полимерным). Композиционные строительные материалы, с мелкозернистыми и дисперсными наполнителями представляют собой мастики, замазки клеи. Эпоксидные клеи используются для равнопрочного соединения и омоноличивания сборных элементов  железобетонных пролетных строений мостов, свай, каркасов зданий. Разжиженные мастики применяют как инъекционные составы при гидроизоляции обделок тоннелей, для заделки трещин, устройства защитных покрытий. Низковязкие композиционные строительные материалы на пластифицированных и модифицированных полимерных связующих с тонкодисперсными наполнителями и пигментами, содержащие растворители и разбавители, относят к группе лаков, эмалей и красок (силикатных, известковых, перхлорвиниловых, битумных, кремнийорганических, бакелитовых, поливинилацетатных, масляных).

Из обжиговых композиционных строительных материалов наибольшее значение имеют глиняный кирпич (сплошной, пустотелый, легкий) и строительная керамика.
Рейтинг@Mail.ru

Строительные материалы Кубань Проект Строй

Создание и продвижение сайтов в Краснодаре